Неисправности подшипников являются одной из главных причин поломок электродвигателей. Таким образом,
понимание сути проблем с подшипниками и способов их решения позволяет повысить надежность оборудования.
По экспертным оценкам, неполадки с подшипниками вызывают более половины из общего числа поломок
электрических двигателей. Поэтому при проведении обслуживания следует обратить особое внимание
на контроль состояния шариковых и
роликовых подшипников,
корпуса подшипников и валы.
Когда электромотор сломался, необходимо осмотреть подшипники – даже если сгорели обмотки. Да,
возможно, неисправность произошла из-за проблем с питанием, перегрева или попадания влаги. Но чаще
всего проблема в подшипнике. Например, если по той или иной причине в подшипнике увеличивается трение,
то нагрузка на двигатель и потребляемый ток возрастают.
Как определить причину поломки электродвигателя?
Сначала необходимо тщательно исследовать подшипник и соседние места на предмет наличия загрязнений,
повреждений, перекосов и следов износа. Далее, нужно проверить валы и торцевые крышки на износ и повреждение.
Если вал изношен или поврежден, следует провести ремонт или замену. Многие мастерские по ремонту
электродвигателей могут произвести пламенное напыление металла на нужное место вала в
соответствии с его первоначальной спецификацией.
По окончании ремонта следует убедиться, что ремонтирующая организация проверила размер и посадку всех
компонентов по технической документации. Допуски должны, с одной стороны, не препятствовать тепловому
расширению всех компонентов во время работы, а с другой – обеспечивать достаточно свободный
ход подшипника без перегрева и заклинивания.
После повторной сборки двигателя нужно проверить, свободно ли он вращается. После установки
на место проводятся рабочие испытания: проверка напряжения и тока, проверка сопротивления изоляции,
проверка норм точности и анализ вибраций. Важный шаг, особенно для частотно-регулируемых приводов, это
проверка надежности изоляции подшипников от корпуса электродвигателя. Если изоляция не обеспечена,
блуждающие токи могут повредить подшипник и другие части мотора.
Следует убедиться в достаточном торцевом биении фиксированных подшипников и осевом перемещении
плавающих подшипников. Это позволит скомпенсировать удлинение вала из-за нагрева при работе,
предотвратить нежелательный натяг и обеспечить долговечность подшипника.
С другой стороны, торцевое биение не должно быть избыточным, переходящим в люфт. Это может
происходить из-за износа подшипников и посадочных мест в корпусе и на валу, износа или изгиба вала.
Люфт не всегда легко обнаружить при нормальной работе и регулярных проверках, если он не слишком велик.
Среди его симптомов – повышенный уровень вибраций и перегрев вала. Если наблюдаются эти симптомы,
необходимо проверить состояние подшипников.