Специализирующаяся на разъемных роликоподшипниках компания Cooper предложила решение для электрогенераторов ледокола Канадской береговой
охраны. Установленные там изначально вкладыши скольжения демонстрировали небольшой срок службы и требовали слишком много времени и усилий для
техобслуживания. Разъемные цилиндрические роликовые подшипники в стационарном корпусе позволили решить эти проблемы без необходимости модификации
оборудования и с минимальными простоями.
Ледоколы эксплуатируются в тяжелых условиях. Их двигатели значительно больше и мощнее, чем у обычных судов такого же размера, для того чтобы
проходить через толстый лед самому и проводить за собой другие суда.
Генераторы вырабатывают электричество для тяговых двигателей и для бортовой сети. В данном случае возникали проблемы с вкладышами (подшипниками)
скольжения, на которых установлены валы двух генераторов ледокола. В каждом генераторе было установлено 2 подшипника скольжения
– один фиксирующий и один плавающий, для компенсации теплового расширения вала. Их ресурс довольно мал, а необходимое обслуживание
трудоемко из-за ограниченной доступности. Смазывание маслом также создавало неудобства.
Разъемные подшипники Cooper, предложенные в качестве решения, не требуют модификации генераторов и устанавливаются вместо
старых подшипников легко и быстро, и время простоя минимизируется. Это полностью разъемные подшипники с цилиндрическими роликами, установленные
в стационарном корпусе на пьедестале требуемой высоты, изготовленном под заказ. Верхняя половина корпуса съемная, а лабиринтные уплотнения,
наружное и внутреннее кольцо состоят из двух частей. Все разъемные части соединяются болтами. Свободный конец вала закрыт торцевой крышкой.
Разборная конструкция легкодоступна для проверки и обслуживания, что позволяет ощутимо снизить трудозатраты. Используется консистентная смазка,
и отпадает необходимость в системе циркуляции масла с насосами и фильтрами. Снижается момент трения подшипников, энергопотребление и
тепловыделение. Повышается эксплуатационная надежность.
Подшипники Cooper широко используются в судостроении уже много десятилетий и хорошо зарекомендовали себя в разных судах – от паромов до военных
кораблей.
Разъемный подшипник был изобретен в 1907 году инженером Томасом Купером. Компания Cooper, которую он основал в 1894 году, сейчас входит в группу
SKF. Под брендом Cooper выпускаются цилиндрические роликоподшипники, конические роликоподшипники, подшипники с водяным охлаждением, упорные
шарикоподшипники, высокоскоростные подшипники, крупногабаритные подшипники с диаметром отверстия свыше 600 мм.
Подшипники Cooper, кроме кораблестроения, применяются в металлургии, горном деле, электростанциях, производстве стройматериалов и других отраслях
со сложными условиями работы, в том числе, загрязнениями и экстремальными температурами. Разъемные подшипники особенно рекомендуются для
устройств, в которых доступ к подшипнику затруднен, таких как: конвейеры, промышленные вентиляторы, стеллажи-холодильники, литейные машины,
усреднители и т.д.