Опыт показывает, что до трети отказов подшипников происходит из-за неправильного обращения и ошибок при установке.
Это тем актуальнее, чем выше точность и меньше допуски подшипника.
Современные высокоточные подшипники могут иметь допуски всего в 1 мкм, а обращение с
такими подшипниками без использования защитных перчаток может оставить на них отпечатки пальцев,
имеющие высоту 13 мкм. Частицы пыли еще хуже, их размер 25 мкм, а человеческий волос имеет толщину
примерно 75 мкм, в данном масштабе просто огромную.
Для тех, кто использует подшипники, возможное воздействие таких загрязнений означает
необходимость пересмотреть подход к тому, каким образом следует обращаться с подшипниками,
особенно высокоточными. Привычный образ перепачканного солидолом слесаря с кувалдой больше не
актуален. Вместо этого, например, в электронной промышленности стандартом уже давно стали чистые комнаты.
Так что лучше всего считать все посторонние материалы и вещества, такие как пыль, влага, отпечатки пальцев,
растворители, ветошь и отработанные смазки, потенциально способными снизить точность и качество работы подшипника.
Проблемы при обращении с подшипниками могут начаться, как только их достали из защитной упаковки.
Поэтому подшипники следует извлекать из коробки или пакета непосредственно перед использованием, когда все
готово к работе. Распакованные подшипники можно брать в руки только в чистых и сухих резиновых перчатках без талька.
Однако следует учитывать возможную несовместимость материала перчаток с растворителями или смазками, которая может
привести к образованию загрязняющей пленки на подшипнике при последующей установке. А прецизионные инструментальные
подшипники вообще следует брать специальным пинцетом.
Как только подшипники распакованы, они сразу же подвергаются воздействию загрязнений, находящихся в воздухе,
поэтому их всегда следует хранить в упаковке. Упаковка должна быть чистой и сухой, а также не оставлять волокнистых
или твердых частиц на подшипнике.
Хранение подшипников в правильной упаковке является важнейшим аспектом обращения с ними.
Так же важно и не подвергать подшипник не предусмотренной инструкцией обработке перед установкой.
В большинстве случаев производитель подшипника должным образом подготавливает его к работе – очищает и смазывает.
Непосредственно при установке и демонтаже подшипников следует использовать только чистые и исправные инструменты,
специально предназначенные для данной работы. Инструменты не должны иметь лакокрасочных, гальванических или любых
иных покрытий, которые могут стать источниками загрязнений, которые могут попасть в подшипник и повредит его.
Чистота и отсутствие ржавчины обязательны не только для инструментов, но и для места установки подшипника,
особенно гнезда и вала, которые должны быть тщательно очищены. Далее, во время установки следует точно выверить
положение колец подшипника на валу и в гнезде во избежание перекосов и деформаций. Усилие можно прилагать только
к устанавливаемому в данный момент кольцу чтобы нагрузка не передавалась через тела качения. Несоблюдение этого
правила может привести к выкрашиванию дорожек качения, увеличению момента трения и шуму при работе. Наконец,
напомним еще раз, что следует использовать только специальные механические и нагревательные приборы и инструменты.
Если нужно снять подшипник, действуют те же правила. Все прилегающие поверхности должны быть чистыми. Демонтированный
подшипник следует тщательно изучить для обнаружения причины износа или поломки, после чего следует списать с него обозначение,
чтобы заказать новый подшипник на замену. Далее подшипник сдается на хранение или сразу утилизируется.