Металлы и сплавы давно считаются стандартными материалами подшипников. Но пластиковые
подшипники качения и скольжения тоже известны специалистам в области промышленного оборудования
и хорошо зарекомендовали себя в различных применениях. В этой статье мы постараемся ответить
на самые интересующие всех вопросы о пластиковых подшипниках, самих по себе и в сравнении с металлическими.
Как пластиковые и металлические подшипники соотносятся по стоимости и характеристикам?
В общем случае пластиковые подшипники примерно сопоставимы по ценам в сравнении с подшипниками
из стали и разных сплавов, таких как бронза и латунь. Однако подшипники, полностью или частично
изготовленные из полимерных материалов, чаще всего не требуют повторного смазывания в процессе
эксплуатации. Это позволяет ощутимо снизить расходы на обслуживание, и как следствие, полная
стоимость владения для таких подшипников ниже.
Что касается сравнения характеристик, полностью пластиковые подшипники значительно уступают
металлическим по грузоподъемности и износостойкости. Но композитные подшипники из пластика,
армированного прочными волокнами, и металлопластиковые подшипники с несущими основную нагрузку
деталями из металла и дорожками скольжения или качения из пластика, в этом смысле намного лучше.
Тем не менее, для большинства применений с тяжелыми нагрузками и постоянным быстрым вращением
пластиковые подшипники непригодны.
Есть ли случаи, когда пластиковые подшипники пригодны, а металлические нет?
Пластик, благодаря высокой эластичности, более устойчив к вибрационным и ударным нагрузкам.
Также пластиковые подшипники устойчивы к влаге или даже работе полностью погруженными не только
в воду, но и химически агрессивные среды. Они не только устойчивы к коррозии, но и не увеличивают
свой объем. Разумеется, есть разные марки пластмасс и полимеров с разными характеристиками,
и некоторые из них особенно хорошо подходят для работы в конкретных тяжелых условиях.
Еще один случай – когда важен малый вес. Это, например, транспортные средства,
быстро движущиеся и разгоняющиеся узлы, спортивный инвентарь, оборудование специального назначения.
В условиях сильного загрязнения подшипники скольжения также могут быть оптимальным решением.
Абразивные частицы могут поцарапать дорожки качения или внедриться в них, а также загрязнить
смазку, что приведет к быстрой поломке.
Многие полимерные подшипники имеют сертификат FDA или аналогичный, позволяющий
применять их в пищевой промышленности и фармацевтике, где происходит контакт между
оборудованием и продуктами питания или лекарствами. Также они соответствуют
директиве RoHS, в отличие от большинства металлических подшипников.
Есть ли у пластиковых подшипников малоизвестные преимущества?
Полимерные подшипники из фторопластов могут выдерживать температуры до 250 и даже 300 °C, о чем многие не знают.
В чем преимущество возможности заказать пластиковые подшипники разных цветов?
Казалось бы, какая разница, какого цвета подшипник, если он хорошо работает?
Но иногда нужно сделать подшипник в цвет окружающих частей конструкции по эстетическим соображениям.
В других случаях необходимо сделать подшипник таким, чтобы частицы его материала были визуально
обнаружимыми, например, в пищевой промышленности.
Почему многие инженеры и снабженцы не хотят использовать пластиковые подшипники?
В основном, потому что металлические подшипники считаются общепринятым стандартом,
а о пластиковых известно мало. Кроме того, металл ассоциируется у людей с прочностью и надежностью,
что верно, а пластик – с хлипкостью и дешевизной, что в случае высококачественных компонентов
промышленного оборудования является ошибочным. У этих материалов и изделий из них есть
свои слабые и сильные стороны, поэтому они просто предназначены для разных целей.