Системы линейного перемещения с подшипниками качения состоят из подвижной части с подшипниками качения - обычно с уплотнениями
с двух сторон - опорными роликами (направляющие ролики, ходовые ролики), которые своим наружным кольцом катятся по рельсам,
то есть неподвижной части.
Рельс крепится к установочной поверхности, а подвижная каретка с роликами – к перемещаемому грузу или устройству.
В качестве рельсов используются стальные гнутые, катаные или холоднотянутые профили или круглые валы, которые могут быть интегрированы в
алюминиевый профиль. Преимущество систем линейного перемещения на роликах в том, что в качестве рельсов могут использоваться профили из
других материалов, например алюминия. Несколько опорных роликов с цапфой устанавливаются в единый корпус из стали или алюминия,
и для осуществления требуемого преднатяга снабжаются эксцентриковыми устройствами.
Направляющие на роликах хорошо известны и широко используются с давних пор – это кран-балки, сдвижные ворота или двери и т.д.
Системы линейного перемещения с подшипниками качения для миниатюрного оборудования могут иметь очень компактные размеры, например
с рельсом шириной 12 мм, кареткой шириной 37 мм, общей высотой 15 мм и, при этом, с грузоподъемностью 300 кг! Самые большие
направляющие с подшипниками качения имеют поперечные габариты в десятки сантиметров и легко выдерживают нагрузки в десятки тонн.
Максимальная скорость линейного перемещения роликовых линейных направляющих может составлять до 10 м/с, максимальное ускорение до
50 м/с2 (5g) и даже больше, если нет проскальзывания. Длина хода определяется длиной рельса, цельные сегменты которого можно
стыковать торцами друг с другом до нужной длины.
Условно системы линейного перемещения на подшипниках можно разделить на несколько типов: для малых, средних, больших и очень
больших нагрузок. Для малых и средних нагрузок подходят направляющие из гнутого стального профиля, с валами-направляющими
осями в качестве рельсов и рельсами из алюминиевых сплавов. Диапазон средних и больших нагрузок перекрывается
направляющими из специальных тянутых профилей. Для очень больших нагрузок обычно используют стандартные швеллеры,
двутавры или другие профили и специальные комбинированные опорные ролики с дополнительным подшипником, способным
воспринимать осевую нагрузку. Изготавливаются коррозионно-стойкие направляющие на подшипниках – оцинкованные
или полностью из нержавеющей стали. Встречаются также телескопические и криволинейные направляющие.
Применение описываемых типов направляющих практически не поддается перечислению – от защитных дверей станков
и промышленного оборудования яхт и вагонов до грузовых подъемников и медицинского оборудования. В зависимости
от конструкции, такие роликовые линейные направляющие могут обеспечивать как отличную компенсацию неточностей
и перекосов, так и высокую поперечную жесткость с устойчивостью к моментным нагрузкам. Есть специальные
исполнения для повышенных температур, агрессивных или чистых сред.
Преимущества направляющих на ходовых роликах относительно направляющих с рециркуляцией: большие допустимые
скорости и ускорения, меньшие требования к точности установки и обслуживанию, лучшая устойчивость
к загрязнениям, малая шумность в работе, высокая плавность хода. Недостатки: меньшие точность,
грузоподъемность и способность воспринимать моментные нагрузки.
АО «БЕРГ АБ» имеет большой опыт поставки направляющих на опорных роликах, сопровождения проектов с
применением таких систем линейного перемещения для оборудования или выпускаемой продукции.
Линейные направляющие есть на складе.